Вторник, 12.12.2017, 19:15
Правительство ТО
...
...
Меню сайта
Категории раздела
Национальные проекты [6]
Новости [809]
Местное самоуправление [19]
Реформа ЖКХ [8]
События культуры [6]
Вести образования [10]
Из мира медицины [7]
Из почты редакции [43]
Спортивная жизнь [16]
Блиц-опросы [3]
Вести из региона [40]
Новости районов [70]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Новости

Календарные обряды населения Куликова поля

Календарные обряды населения Куликова поля

Они сочетают в себе ряд магических действий, направленных на повышение экономического и социального статуса семьи. Из многочисленных прежде календарных праздников до сих пор на Куликовом поле бытуют лишь несколько.

На Рождество (7 января) и на Старый Новый год (14 января) существовал, а в отдельных местах бытует до сих пор обряд колядования, включающий в себя такие элементы, как ритуальное хождение ряженых («коляд») по домам, пение «овсеней», ритуальные угрозы, рассыпание по углу семян, одаривание колядующих. Центральным эпизодом обряда, имеющим архаические черты, была проверка «колядой» количества пряжи, изготовленной хозяйкой дома. В ряде мест бытовала ритуальная совместная трапеза «колядовщиков». На Старый Новый год процветало также ритуальное хулиганство (перегораживание улиц, подпирание дверей, воровство саней, изготовления чучела из соломы и тряпок. Непременным атрибутом Святок остается девичье гадание. Самым распространенным является «гадание на курах», бросание валенка, выспрашивание имени суженого. В ночь на Рождество жители Куликова поля устраивали «вечёрки» (собрание молодежи друг у друга).

На Крещение (19 января) принято было набирать в храмах либо в водоемах «святую воду». На реках, прудах и озерах вырубалась прорубь в виде креста (делалась иордань, «крест»). Повсеместно было принято ставить (и до сих пор ставят) кресты мелом на домашней утвари, дверях, печах и т.д. В ряде мест на святки соблюдались определенные табу: запрещалось работать (начало 20 века), прясть, вязать и вышивать, чтобы не нанести вред овцам, оборачиваться при выходе к реке за крещенской водой, прикасаться три дня к крещенской воде.

Во всех населенных пунктах Куликова поля существовала и до сих пор существует традиция справлять Масленицу (8-я неделя до Пасхи). Широкие масленичные гуляния проходили с четверга (пятницы) по воскресенье. Непременными атрибутами гуляния были: катание на лошадях, катание с горок, ряженки, пляски, игры, пение.  

В день Сорока мучеников («Сороки», 9/22 марта) на всем Куликовом поле традиционно пекли ритуальное печенье – «жаворонки». Дети обычно выполняли с «жаворонками» некоторые ритуальные действия: подвешивали их на деревья, повязывали на них веревочку, подбрасывали их в воздух с причетом, бросали или крошили их «в овсы или пшеницу» (для повышения урожайности), устраивали ритуальное воровство «жаворонков». Как правило, после игр их съедали.

Повсеместно на Куликовом поле в день праздника Входа Господня в Иерусалим («Вербное воскресение», «Вербное», последняя неделя перед Пасхой) ломали и продолжают ломать ветви вербы или ивы. Ветки освещали в церкви, приносили в дом, чтобы увеличить приплод скота. Ими слегка похлестывали детей, чтобы они не болели. В этот день во время первого выгона скота на пастбище живность сбрызгивали «святой водой» и веточкой выгоняли на травку.

До сих пор повсеместно принято утром пасхального дня  святить в церкви «паску» (творог и куличи). Затем жители Куликова поля отправлялись на кладбище, где разговлялись и клали на могилы родственников куски куличей, «паски», блины. Во многих населенных пунктах было принято на Пасху ходить по домам, христосоваться и получать в дар крашенные яйца. В 19 – первой половине 20 века, ходившие по домам священники также получали в дар крашеные яйца. Непременными атрибутами праздника были: «катание яиц», установка качелей, встреча восхода солнца («смотреть, как солнце играет»). На Пасху соблюдался ряд табу: запрет ходить на кладбище после обеда (т.к. в это время «покойники не слышат»), запрет есть кур.

В Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) центральным элементом праздника на Куликовом поле было выпекание ритуального печенья «лесенки». Как правило, с ним производился ряд ритуальных действий: ходили в поля, ставили их там друг у друга (чтобы «Господь в небо подымался»), кидали, крошили (для увеличения урожая), изредка съедали. В некоторых местах этот обряд назывался «ломать лесенки». В отдельных деревнях с лесенками ходили в лес или ставили их перед иконами.  В ряде мест праздник Вознесения вбирал в себя элементы других календарных обрядов. Так, в с. Малевке молодежь ходила «кукушку кстить» (крестить): жарили яичницу, на березу ставили «лесенки», чтобы «кукушка поклявала». В с. Шаховское в этот день принято было ходить с «лесенками» «на памятник» (столп-памятник Д. Донкому на Красном холме).

До сих пор на Куликовом поле Троица и Духов день отмечаются достаточно широко. В этот день жители выходят в леса, парки, лесополосы. Здесь проходят гулянья: танцы, хороводы, прыжки через костры. На Троицу девушки обязательно плетут венки.

В ряде населенных пунктов Куликова поля жители помнят о праздновании «Русальной недели» (60-й день после Пасхи). В эти дни по дворам ходили ряженые (в основном женщины) в шубах, паневах, старинных рубахах, пели песни, получали угощенье. Было принято даже ходить в лес, на речку, собирать цветы. На «Русальную неделю» соблюдался запрет стричь овец. 

В день Медового Спаса (14 августа) на Куликовом поле поминают медом усопших. На Яблочный Спас (19 августа) святили яблоки в храме.

Ряд календарных праздников, широко отмечавшихся на Куликовом поле, ныне не отмечается, либо празднуется весьма узко. В день Георгия Победоносца («Егорьев день», «Егорий», 7 мая) в 19 – первой половине 20 века выгоняли скотину на пастбища. В ряде населенных пунктов Куликова поля встречается упоминания о празднике «Царь-град». По одной из версий, он отмечался 21 мая. Считается, что в этот день необходим молебен о дожде. На «Николу» (день Николая Чудотворца, 22 мая) в 19 – первой половине 20 века выводили лошадей к речке, брызгали на них святой водой. В Покров праздновалось окончание уборки урожая. В праздник «Поплавуньи» (4-я неделя после Пасхи) в ряде мест начинали купальный сезон.

Категория: Новости | Добавил: Редактор (26.08.2013)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Прогноз погоды

ГУТО редакция Куркинской районной газеты "Вперед" © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz